воскресенье, 24 мая 2015 г.

Токовские водопады и зелье удачи

В книге "Гарри Поттер и принц-полукровка" было такое интересное зелье удачи - "Феликс Фелицис". Правильно сваренное зелье приносило успех во всех начинаниях. Кажись, мы все проглотили по флакончику "Феликса" за завтраком перед тем, как сесть в электричку и отправиться в увлекательное путешествие на один день. Скажу по секрету - все было согласно инструкции на флакончике - удача сопутствовала каждому в течение 24 часов.
Ценности этой поездке придавал тот факт, что мы все месте так давно никуда не выбирались за пределы города и позабыли, каково это - нестись на встречу приключениям с лучшими друзьями. Мы все куда-то спешим, работаем, бывает, неделями не видимся и вот, та-да-дадам, наконец-то решили поехать на вылазку. И не в балку за домом, хотя ее близость к цивилизации нисколько не преуменьшает ее волшебных "антигородских" свойств, а охоспадикакдалеко в соседнюю область - Днепропетровскую. Итак, наша цель - Токовские водопады. Вперед!

Электричка Запорожье-2 - Никополь ходит ежедневно. Пользуясь этим, солнечным днем в субботу мы с Рузей в 07:04 отбыли в четвертом вагоне в сторону Никополя. Это удовольствие стоило 12 гривен, а в комплект услуг входили компания дачников и музыкальное сопровождение в виде дяденьки с гитарой по пути. Удобно, что эта электричка идет через весь город, и наши друзья - братья Дима и Женя - подсели к нам на Бабурке, где электричка делала ужасающе короткую остановку - аж одну минуту. Меня всегда пугала перспектива не успеть запрыгнуть в электричку, пока она стоит. Пора избавляться от этой фобии - чем я и занялась в этот день. Успешно или нет - а кто его знает.
До Никополя мы "мчались" вдоль дорог, озер, рек и сел, проезжая водную гладь Каховского водохранилища и удивленно разглядывая трубы Запорожской АЭС в Энергодаре, которые было видно с другого берега Днепра.
Уже в Никополе мы честно встали с электрички и пошли в кассу покупать билет на следущий электрон - Никополь-Тимково, промежуточной станцией которой является наша цель - Ток. Уже подъезжая к Никополю мы выглядывали в окно АТБ, потому что я пустила слушок. буд-то он теоретически где-то есть неподалеку. Купив билеты за 6 гривен мы неспеша вальяжно купили мороженко и стали у красивой клумбы ирисов ожидать своего поезда. Но нет. Его не было, хотя время подходило к точке отправления. Зато почему-то все еще стояла электричка, которая привезла нас из Запорожья. "Эй, чего это она не уезжает обратно?" пронеслось у меня в голове и мы решили на всякий случай проверить. И тут нам повезло, а иначе и быть не могло, ведь мы все выпили зелье удачи. За пару минут до отправления, мы понимаем, что это наша электричка в Ток! Доедать мороженное и радоваться собственной везучести нам пришлось уже в тамбуре, поскольку дачники заняли все места, которые мы самозабвенно оставили, так беспечно выйдя из вагона всего двадцать минут назад.

Итак, из Никополя до нашей остановки в Токе мы ехали целый час. В концов мы в 11.00 выпали на станции Ток и электричка унеслась в даль, оставив нас на уютной платформе.
Пока мы с Рузей ходили по делам, оказалось, что мы пропустили автобус, который бы довез нас без проблем, забот и что самое главное и печальное - без приключений, в Токовское - село, рядом с которыми Токовский карьер и водопады. Одноименные. Тот факт, что мы провтыкали автобус, я приняла с буддийским спокойствием. Мы просто должны были его пропустить, ведь мы совсем не собирались ехать на нем и не знали про его существование. Мы изначально планировали прогулять пешком порядка 6 километров. Но если кто-то все таки когда-нибудь поедет по этому маршруту, то стоит иметь ввиду - выпрыгнув из электрички, сразу же идите за здание вокзальчика Тока вправо, где за 4 гривны и 7-10 минут автобус довезет вас Токовское.
Тем временем, мы пошли по дороге. Вокруг была сельская идиллия, благоухали цветы, волновалась под ветром трава-мурава и медитировали животные.

Например, козочки.
Мы шли уже минут десять, как увидели указатель, что мы на верном пути.
Дорога не была пустынна. Машины то и дело проносились мимо. Идти было комфортно и легко - не смотря на солнце, ветер не давал погибнуть от жары. И тут. Я просто не могу вспомнить, как это произошло - это дело нескольких секунд - останавливается грузовик. Дима шел впереди и не видел, как мы скоро втроем влезем в кабину к водителю Косте и спустя минуту подберем его четвертым, и дверь закроется и мы влезли, о да, о да! Но у Димы не было выбора - он просто был обязан влезть, поскольку ему грозила заманчивая перспектива ехать вместе с молоком в минус пять градусов, которое вез водитель в Орджоникидзе. Про Орджоникидзе я знала не много - что там находится завод Procter & Gamble, а также, что там есть один из лучших, а может и самый лучший в Украине, плавательный бассейн. Водитель Костя рассказал, как ему однажды удалось бесплатно поплавать в этом бассейне. Ехали мы с ним не долго, всего минут 5-7 до села Токовское. К сожалению, нам пора было ввыходить, хотя перспектива проехаться до Орджо была очень заманчивой, Костя мог бы рассказать массу интересных вещей, он вскольз упомянул, что раньше работал на Центральном ГОКе. Но сегодня мы хотели увидеть Токовские водопады, поэтому попрощались с ним и пошли по дороге к нашей заветной цели.
Мы шли сперва по дороге, а потом свернули на тропу. Везде из земли вылезали гранитные скалы, словно им было там очень тесно, и земля трескалась и выпускала наружу поросшие мхом и цветочками между ними камни. Вокруг да около громоздились куски добытого гранита, который можно было прихватить на сувенирчик в Запорожье, если бы у нас имелся белаз или же в нашей компании затесался бы Тор. От Токовского до водопадов мы шли около сорока минут, мимо гигантского затопленного гранитного карьера. Он был похож на Натальевский карьер, в котором мы плавали прошлым летом, но выглядел более сказочно, что-ли. Вода - голубая и прозрачная, как анталийском побережье в Турции, хе-хе. Но мы решили не терять времени и еще быстрее устремились к водопадам.
Рузя первой услышала шум воды. Водопады было слышно метров за сто. В предвкушении мы легко преодолели последний отрезок пути и заглянули в небольшой каньон реки Каменка, на которой и появились это чудо природы в степной! части Украины. Говорят, что это чуть ли не единственный водопад в степи в мире. Ну откуда там было ему взяться? На просторах интернета пишут, что этой местности около 60 миллионов лет и сформировалась она в мезозойскую эру. Существует легенда, что атаман Петр Калнышевский в свое время спрятал здесь клад. Мы не надеялись найти клад, но отчаянно желали найти тень и свежесть.

Увы, водопады оказались не такими масштабными, которыми их показывали многочисленные фотографии из интернета. Но красивы. По-своему. Поток воды был мощным и спуск по ним напоминал бы спуск с горки в аквапарке. На реке было пустынно. Только пара местных мальчишек лет двенадцати прыгала со скал в густую пену водопадов и сражались со "стихией", пытаясь выбраться по каскаду вверх, преодолевая поток воды.
Вода мне не казалась достаточно чистой. Мы все сошлись во мнении, что пить даже кипяченную оттуда воду мы не рискнули. То ли дело гранитный карьер. Вода в районе водопадов имела запах стоячей воды и каких-то водорослей. Мы предприняли попытку пройтись вверх вдоль русла реки, ведь душа требовала еще водопадов! Но то, что мы увидели в начале и было славноизвестными Токовскими водопадами. Всё. Приехали.
Мы сделали привал в тени. Рядом с водопадами хорошие места под палатку, даже отведено место для сбора мусора и костра.

Приехать сюда с ночевкой с палаткой на велосипеде - хороший вариант. Но мы планировали вернуться уже вечером в родное Запорожье, поэтому скоро выдвинулись в обратный путь. По дорожке мы заскочили на карьер и спустились к самой воде. Уже другие местные ребята плавали и резвились среди этого монументального гранитного царства. Женя и Дима сделали попытку искупаться, а мы с Рузей отдохнули на берегу. Но окунуться никто полностью не решил - все таки не май месяц еще май и вода прогрелась только у берега. Представит глубину карьера - страшно, вода там пока холодная и малопривлекательная для таких как мы. Однако токовские дети смело плавали в уже знакомых местах.
Налюбовавшись инопланетными пейзажами карьера, мы двинулись в обратный путь. Мы возвращались в Токовсое другой дорогой, проходя мимо Киевского карьера. Сколько их тут!
На развилке у местных мальчишек на велосипедах мы спросили, где здесь можно купить воды.  Узнав, что все блага цивилизации, а также автобусная остановка находится возле главного "мегамаркета" Токовского села под названием "Спокуса". Нейминг на высшем уровне! Забыла упомянуть, что прямо возле вокзала в Токе есть магазинчик "Властелина". Властелина!!!
Мы легко отыскали "Спокусу" и стали коротать время до автобуса. На часах было 16.00, автобус приезжал раз в год в день весеннего равноденствия в 17.50. Мы ели мороженное, болтали, играли в Добль и просто наслаждались свободным временем друг с другом.
 Пока мы сидели, Женя купил чипсы и тут я узнала очень важную вещь. Рузя сказала, что чипсы нужно открывать снизу. Снизу, Карл! Потому что снизу находятся все специи и тогда они идут вкуснее. Моя жизнь теперь не будет прежней.
Уже за десять минут до назначенного времени прибытия автобуса мы начали беспокойно поглядывать на дорогу. А вдруг он не приедет? А вдруг он поломается? Мы опоздаем на электричку и останемся здесь навсегда! Лично мне такая перспектива казалась не такой уж и плохой. Это с какой стороны посмотреть. Здесь можно отлично отдохнуть от городской суеты и единственных искушением будет здешняя "Спокуса". К счастью, а иначе и быть не могло - ведь нам сегодня везет, автобус приехал вовремя и за 4 гривны за десять минут домчал нас в Ток. На станции в компании семейства Собачуков и ждали нашу электричку на самой удобной лавочке в мире.

Стоит ли упоминать, что мы чуть было не сели в противоположную электричку "Никополь - Кривой Рог"? Нет, не стоит, конечно же. Ведь мы удачно сели в нужный нам электрон и за 5 гривен через час стояли у касс вокзала Никополя. Часы пробили 20.00. Я смотрела на сайте, что электрички до Запорожья к этому позднему времени уже отправились спать в депо, был вариант вернуться домой на поезде. Но билетов не было. Не было. Не было. Женя потом сказал, что у меня было очень интересное выражение лица, когда я услышала ответ "Нет" и мое "КАК нет?!"
Но нам сегодня везет, не забывайте. Продавец билетов посоветовала нам спешить на какую-то! остановку рядом с вокзалом, потому что в 20.00 отходит последняя!! маршрутка на Запорожье. И мы побежали. И нам как всегда, и в особенности сегодня повезло - мы влезли в маршрутку, которая вот-вот-вот уже двигалась с места, и за 40 гривен были через два часа в родном Запорожье. Вывод - на Токовские водопады лучше ехать на два дня с ночевкой и на велосипеде. И уезжать на второй день в православной электричке Никополь - Запорожье в 17.10. Или не ехать вообще, потому что по сути дела там делать нечего. Да, красиво и необычно - водопад в степи. Но не менее интересный водопад есть и у нас в Запорожской области - на реке Вольнянка в Вольнянске, куда мы заезжали прошлым летом. Ну и карьер свой имеется - Натальевский. Но если вы хотите приключений в компании лучших друзей - этот маршрут выходного дня для вас. Главное - не забудьте выпить зелье удачи)
П.С. Городишко Ток есть не только у нас, а и на Аляске. Куда мы едем на следующие выходные?
П,С, Про велопоход на Токовские водопады можно почитать у запорожского велопутешественника Юры Касьянова - Два дня по окрестностям Никополя. Токовские водопады. Также когда-нибудь можно будет отправиться в Никополь и из него на пароме.