среда, 24 февраля 2016 г.

Локал бас в Непале: если не лететь самолетом Джомсом-Покхара

Сегодня прочитала новость, что в Непале разбился пассажирский самолет, летевший из Покхары в Джомсом. 20 пассажиров и 3 члена экипажа погибли. Между Джомсомом и Покхарой - день пути на локал бас, или пара часов на самолете за сотню-другую долларов. А еще сброс высоты с 2720 м до 827 м, который вы вряд ли ощутите.

Джомсом является конечной точкой маршрута вокруг Аннапурны, если вы решили не идти все кольцо полностью в целях экономии времени. Также из Джомсома начинается одноименный трек. Из Джомсома можно пешком дойти до Кагбени. Из Джомсома на автобусе можно доехать в Муктинахт (3800 м), но тут уже надо учитывать акклиматизацию. Из Джомсома продолжают трек вокруг Аннапурны до Татопани и Горепани, заходят на Пун Хил и к базовому лагерю Аннапурны.

Это я к чему все пишу. В апреле 2015 года мы завершили свой Трек вокруг Аннапурны именно в Джомсоме, а на следующий день поехали на автобусе в Покхару. Поездка заняла чуть больше десяти часов. Мы сменили три автобуса, а все потому что прямого локал баса из Джомсома в Покхару в тот день не было.

Если вы не спешите домой, то обязательно пройдитесь дальше по маршруту: через такие населенные пункты как Марфа, Гаса, Татопани и Горепани. Ну, а пока вы только размышляете о поездке в эти места, я познакомлю вас с записями моего блокнота.

10 апреля 2015 года. Джомсом - Гаса - Бени - Покхара

Я сижу в хостеле Покхары, ура-ура, и не вериться, что пишу эти строчки. Это был настоящий bus-day, иначе на назовешь! Мы встали в пять утра, поели холодной гречки и запили кофе. Кофе из пакетика, припасенное из Украины, было очень кстати, поскольку последнюю неделю я пила только чай, чтобы не так сильно ощущать высоту.

Около семи утра мы пришли к автовокзалу Джомсома, где у окошка кассы собралась очередь из непальцев. Оказалось, что билеты из Джомсома до Бени (чтобы пересесть на автобус до Покхары) уже были проданы, поэтому нам ничего не оставалось как сесть на автобус до Гасы, там пересесть на локал бас до Бени, а уже в Бени поменять транспорт на нужный в Покхару. Интересная задача!
Билеты стоили 830 рупий (около $8).
Наш автобус слева. Сперва наши рюкзаки закинули на крышу автобуса, который прямо по курсу.
В этот раз наши рюкзаки не залетели на крышу с помощью так званого "кондуктора" - так я прозвала длинноволосого непальца, который ловко грузил на крышу автобуса не только рюкзаки трекеров, но и крам, и баулы местных жителей. Он по какой-то дурацкой непальской моде специально отрастил длиннющий ноготь на мизинце и ловко орудовал им в самых разных местах)

Уже позже я прочитала, что в древности только богатые люди могли позволить иметь себе длинные ногти, а беднякам приходилось их коротко стричь, дабы было удобно работать в поле, на стройке и прочих работах.
На автостанции Джомсома (2720 м). Доброе утро, солнечная гора Нилгири (высота 7061 м)!
Нам достались самые последние места в автобусе, а рюкзаки оказались на коленях - но про это удобство моментально забываешь, когда видишь, что твориться за окном - я имею ввиду - какой горный пейзаж! - и кто оказался твоим соседом по несчастью сиденью в локал бас.

Моим соседом оказался 17-летний непальский школьник Suman, с которым у меня тут же завязалась беседа с последующим добавлением друг-друга в фейсбуке. Именно тогда я оценила преимущество поиска по и-мейлу. Позже на остановках мы общались с его старшим братом и его женой. Они отлично говорили по-английски.
Suman и я в автобусе, 10 апреля 2015г.
Водитель включил свою любимую непальскую музыку и мы наконец-то поехали. Точнее "поехали" в непальском автобусе значило "автобус лихорадочно дергался на камнях, скалах, поворотах, переезжал маленькие речушки по наваленной переправе из камней, а тебя вместе с рюкзаком на последнем сиденье очень сильно подкидывало". Но зато за окошком была красота, и даже пробегали на тренировке кросс солдаты непальской армии. В Джомсоме находится действующая военная база, а википедия уточняет, что тут же расположился и тренировочный пункт горных стрелков непальской армии. По ходу дороги мы даже успели помахать из окошка нашему другу Тимуру из Казани, с которым мы прошли путь от Мананга до Джомсома и теперь разошлись - у него было время неспешно закончить кольцо Аннапурны полностью.

Автобус то ехал как улитка, то чертыхался и подергивался, подбрасывая нас вместе с рюкзаками на поворотах. Мимо бежала река Кали-Гандаки - мы ехали как раз по ее долине, а вокруг на безжалостно пустых скалах стала проступать зелень.
Хочу сюда вернуться! Где-то на трассе между Джомсомом и Гасой
Туалет и горы. Где-то между Джомсомом и Гасой
Ура! Значит, мы спускаемся все ниже и ниже! Пейзаж за окном поменялся: из ветреной и острой каменной пустыни мы постепенно спускались в джунгли и леса, скоро в открытые окна непальского автобуса хлестали ветки с зелеными листьями и бамбук. Ой, как долго мы не видели зелени, последние дни только снега, камни, пустошь.
Во время остановки, где можно было отдохнуть и перекусить в непальской забегаловке
К 11.00 дня мы приехали из Джомсома в Гасу. Там мы быстро закинули наши рюкзаки на крышу другого автобуса и помчались в Бени. Ах, ну да, "помчались" - это мягко сказано. Типичная горная дорога и типичный непальский локал бас на ней.
Автостанция в Гасе
К 13.00 мы сделали долгую (около получаса) остановку на автостанции Татопани на обед. В местной кафешке мы выпили чай и порадовали себя уже знакомыми острыми самосами и сладостями. Интересно, что где-то между Гасой и Татопани у нашего автобуса пробилось колесо. Водитель как ни в чем не бывало ехал дальше, а на "привале" в Татопани только бросил на него умный взгляд. Само собой, где-то в джунглях между Татопани и нашей следующей остановкой Бени мы остановились, все вышли из автобуса и стали смотреть, как водитель и "кондуктор" с длинным ногтем на мизинце меняют колесо.
Где-то между Татопани и Бени. Все под контролем
Мы постояли минут 20 и тронулись дальше в путь
В Бени мы доехали не без переключений. Порой автобус останавливался, чтобы пропустить собравшихся на дороге коров, а один раз водитель резко затормозил и простоял две долгих минуты, чтобы дорогу переполз длинный и толстый змей!
Привет и пока, Бени!
В Бени мы пересели в автобус до Покхары - ура, это третий и, надеюсь, последний на сегодня переезд. По ходу дела мы перекусили мини бананчиками, а брат и жена моего нового знакомого угостили нас яблоками с Мустанга. Эх, Джомсом славится своими яблочками. Даже википедия делает акцент на этом.

В автобусе, как обычно, громко играла музыка, а в лицо, глаза, уши, нос и даже рот заносило пыль из открытых окон. Непальский дедушка, сидящий рядом, угостил меня конфетой. Мне подумалось, что я хочу, чтобы это не заканчивалось никогда. Чтобы так ехать и ехать. На попе нет живого места от синяков, благодаря кочкам и камням, на которых любовно подпрыгивал автобус. Мои колени упираются в переднее сиденье, а выходя на остановках, я то и дело ударяюсь об дверь (учтите это все, у кого рост выше 160 см).

Дело уже к вечеру, и кажется собирается дождь, а наши рюкзаки едут на крыше локал бас. Одно из главных правил Непала - всегда при переезде "одевайте" свой рюкзак в дождевик или чехол: будет и сух, и цел, и почти без непальской дорожной пыли. Но в Непале мне все казалось таким волшебным, что ни пыль, ни грязь на ботинках не внушала мне отвращение - все это было таким себе знаком, вещественным и существенным доказательством моего физического пребывания в этой замечательной стране.

Дорога из Бени в Покхару заняла около четырех часов. Пейзажи за окном теперь были похожи на трассу из Катманду в Бесисахар. Теперь это были вечнозеленые влажные холмы с огородами-террасами, широкие бурные серые реки с валунами величиной  с дом посреди русла, с кусочками полей и работающими крестьянами. Тут я увидела зеленые горы в необычном красивом свете - закат!

Когда стемнело и наступили горные сумерки - пошел дождь. Я прямо ощутила сердцем, как наши рюкзаки беспокойно заворочались на крыше автобуса. Ничего, потерпите, дружочки, скоро приедем. Но быстро приезжать на место мы не спешили.

Мы спускались все ниже и ниже по горному серпантину, а вдалеке я увидела огромное озеро - Фева. Оно было похоже на фиолетовое зеркало в сумерках. Казалось, что до него и до Покхары на берегах рукой подать. Ага! Наконец мы встали на одной из остановок Покхары. Я помахала своему непальскому другу в окошко и мы распрощались. На улице было очень жарко и влажно.

Дождь почти закончился. Был теплый вечер, прямо как в мой первый вечер знакомства с Катманду. Сразу пришлось акклиматизироваться  к сумасшедшему дорожному движению. После спокойного трека и горных троп это было в новинку и очень страшно, лично для меня. Еще больше мы были удивлены ценам - почему все так дешево? Но тут же вспомнили, что последние две недели мы ужинали в высокогорье, куда продукты доставлять не так-то просто, и цены там сколько туристические, столько труднодоступные. А в Покхаре в забегаловке со слабым желтым цветом, потягивая човминг (макароны с овощами и острыми специями), чувствуешь, что можешь позволить себе многое.

Вечер плавно перешел в ночь. Я была измотана бесконечной дорогой, но была ужасно счастлива. До невозможности, до ёканья в сердце, до онемения пальцев, до... я даже не знаю, у меня нет слов. Мы прошли Трек вокруг Аннапурны, преодолели перевал и заснеженные тропы, ущелья и скалы, десятки подвесных мостиков, холод, жажду, головную боль. И это волшебно. А теперь мы сидим на крыше нашего хостела. Рядом за импровизированным столом пара знакомых ребят из родного Запорожья и наша горная команда. Горячий чай, легкие тапочки. Трекинговые ботинки отдыхают на улице. Они тоже устали. Над головой - непальское небо. В тот вечер я провалилась в сон, едва коснувшись головой подушки, и проснувшись утром, удивилась, что даже не пошевелилась за ночь. Непал, что ты делаешь со мной, прекрати...

Привет, Покхара! Мне Ялту напоминает, а вам?
О первых наших днях в Непале можно почитать здесь: Привет из Непальщины. Часть 1
Видео нашего трека вокруг Аннапурны в Непале я немножко загрузила сюда.
Если вы только собираетесь в Непал, я подготовила статью: 12 вещей, без которых в Непале вам просто не обойтись!
Кроме этого, есть много книг про восхождения в Непале и про Аннапурну в частности, вот они:
Отрывки из книги Райнхольда Месснера "Хрустальный горизонт"
Книга-воспоминание "В разреженном воздухе" (отсылает нас к фильму "Эверест").
Полюбившиеся мне цитаты из книги-дневника восхождения на Аннапурну Мориса Эрцога.
Дальше будет еще интересней!

0 коммент.:

Отправить комментарий

About Me

Моя фотография
Запорожье, Запорожская обл., Ukraine
Здесь живут путешествия - большие и маленькие, далекие и близкие, прогулки по соседней улице и перелеты на другой край света. Добро пожаловать и вдохновенного чтения!

Popular Posts

Технологии Blogger.

Общее·количество·просмотров·страницы

Blog Archive