четверг, 1 ноября 2018 г.

Октябрь в Турине: горы, люди и еда

Я не успела доесть очередное мороженое, как пролетел мой первый месяц в Италии в качестве студента по программе Erasmus. Глядишь, так и весна придет, надо будет собирать рюкзаки обратно в Литву. 
Все мои впечатления глубоко субъективны и не претендуют на ролевую модель типичного студента Erasmus, которая немножко отличается от моего представления мира и ценностей (горы vs вечеринки). У каждого свой Erasmus, неповторимый, особенный. И только в наших силах сделать его максимально увлекательным, запоминающимся и полезным. Итак, добро пожаловать в мой Турин.

Город и дом

Уже месяц меня не покидает ощущение, что я в музее. Вокруг все такое барочное, арочное, широкие улицы сочетаются с улочками маленькими. Взять, к примеру, своды арок via Roma или via Po, где крыши галлереи укрывают от солнца, снега или дождя - так ходить одно удовольствие, несмотря на то, что там всегда многолюдно. Архитектура очень отличается, если сравнивать с Литвой. Некоторые улицы мне напомнили Киев.

В Турине есть метро, трамваи и автобусы. Город почти миллионик, когда-то принимал зимние Олимпийские игры в 2006 году. Разовый проезд 1.70 евро, проездной на день 3 евро, на месяц 38 евро для взрослых, а для студентов до 26 лет, куда я уже, увы, не попадаю, 25  евро (тут мой кошелек плачет, потому что в Литве проездной для студентов на 3 месяца 15 евро). Контроль есть, но не часто, скажем, за месяц билеты проверяли всего лишь один раз. Однажды мне подарила билет одна женщина, выходя из автобуса, потому что разовый действует 100 минут. Я приятно удивилась, потому что все произошло очень быстро и неожиданно. Впрочем, я сама как-то "грешила" такими делами, например, в Рейкьявике я отдала свой билет швейцарцу.

Вероятность, что на "зебре" машина остановится, в Турине ниже, чем в Литве, но выше, чем в Украине. В Литве хозяева убирают на улице за своими питомцами лучше, чем в Турине, хотя спасибо хоть, что не как в Неаполе. На балконах висят странные шторы разных цветов, а на окнах повсеместно жалюзи. 

Я живу в Campus San Paolo - общежитие-хостел, где в основном проживают итальянцы с других городов (моя соседка из Прато, на кухне мы ужинаем с ребятами из Палермо, Рима, Лекко, Бари), а также много иностранных студентов из Испании, Франции, Греции, Турции, Португалии, других стран и даже Чили. Мне очень нравится мой район, хотя от университета он относительно далековато (около 35 минут на автобусе), но зато здесь тихо, а в десяти минутах ходьбы находится самый высокий скалодром Турина, а также болдеринговый скалодром. Так получилось случайно, потому что сперва я выбрала Campus San Paolo, а в придачу получила "пряники" в виде скалодромов неподалеку, относительно удобной транспортной развязки и очень дорогого супермаркета на углу. Любимый Lidl, впрочем, меня спасает.

Я не сходила ни в один музей Турина (а сходить тут есть куда и много), потому что я откладывала такие походы на выходные на случай плохой погоды. Но нет! За месяц в Турине плохой погоды не обнаружено. Был дождик пару раз днем, пара ливней ночью и всё. Всё. Совсем. На пятой неделе моего пребывания выходные наконец-то залило дождем, но я провела их исследуя скалодромы Турина. Так что я все еще жду случая, чтобы сходить хотя бы в музей гор, но также у меня в списке Египетский музей, музей кино и так далее. Просто сложно заставить себя сидеть в помещении, пока на улице такая погода. Также красотка Molle Antonelliana осталась непокоренной, а до парка San Valentino и района San Salvario, как впрочем и до Superga на холме, я тоже как-нибудь доберусь. Мой список must see/visit/eat настолько огромен, что я боюсь уже туда заглядывать. Остается грамотно планировать все встречи, мероприятия, путешествия и учебу, конечно же.

Язык

Я ехала в Италию со странным уровнем A2 после теста, который была рада пройти, но практической пользы он не принес. Проблема в том, что все очень быстро говорят, а после просьбы говорить помедленнее - говорят еще быстрее. У меня большой пассивный словарный запас, но в активе у меня до сотни слов. Я читаю Гарри Поттера на итальянском, слушаю лекции и даже попадаю отвечать кое-что, но не могу без ошибок и стораз прокручивания в голове сделать заказ в студентческой столовой - как здорово, что можно просто ткнуть пальцем "Мне это" и, казалось бы, проблема решена, но.... Есть много разных но. Сейчас все мои сенсоры перегружены. Глаза видят новую реальность, так непохожую на место, где я родилась, и на город, где я прожила последние два года. Уши слышат только итальянский, потому что на английском здесь мало кто говорит, а на лекциях вокруг и рядом тоже итальянский. Новые запахи. О, здесь всегда пахнет чем-то цветочным и теплым, особенно в мае, особенно сильно, когда выходишь из самолета.

Замечено, что после бокала вина мой итальянский улучшается в разы. Хотя когда говорю быстро, часто проскакивают литовские слова. Ойойой.

Я купила местную карточку WIND за 25 евро (в Литве можно купить за 5 евро), где в месяц платишь 10 евро (в Литве от 3 евро) и получаешь 10 гб интернета и кучу всяких звонков, смс по разным странам. 

Из моих знакомых мало кто пользуется фейсбуком, но зато мне пришлось установить WhatsaApp, потому что без него в Италии, как без связи, как без интернета и телефона вместе взятых. Все поголовно сидят в WhatsaApp, а меня уже добавили в десятки групп типа от скалолазания до группы иностранных студентов и нашего ментора. 

И, ох и ах, мой литовский кто-то стирает ластиком в голове.  Мне грустно и страшно, и странно одновременно. Так когда-то случилось с болгарским. Я слушаю любимые песни на литовском несколько раз в неделю и не знаю, чего ожидать по возвращению в Литву. Ведь это мой главный инструмент для работы. 

Чтобы не понижать уровень английского, я стараюсь смотреть и слушать TED несколько раз в неделю.

Погода

В октябре в Турине еще тепло. Идеально в футболке и в легкой курточке, которую вы обязательно снимите в обед от палящего солнца. Мне всегда жарко, я открываю окно, и надеюсь, что моя итальянская соседка не замерзнет. Интересно, что итальянцы уже во всю ходят в свитерах, пальто и сапогах, и странно поглядывают, если я в футболке. После Литвы мне здесь тепло-тепло. Интересно, какая зима в Турине? Проверим!

Типичная картина на курсах итальянского, когда мы сидим в кружке и осбуждаем, что же нам нравится в Италии. "Погода!" с жаром говорим я, швед и англичанин. Мы в футболках в середине октября. Нам тут тепло после наших северных стран. Испанцы непонимающе улыбаются в свитерах.

Еда

Прошло всего четыре недели, но я уже завязала с кофе, потому что за это время здесь, в Турине, я выпила кофе больше, чем за всю свою жизнь! У меня уже в венах капуччино и эспрессо, так что я уже четвертый день без кофе. Пока жива и все ок.

Итальянцы очень много едят. Нет, не так. Они ну ОЧЕНЬ много едят. Начиная от закусок перед ужином (antipasti), потом сам собственно ужин, а еще десерт в придачу (о, это было божественное тирамису на днях). И все это с вином, или чем-то еще покрепче. На удивление, все очень стройные и подтянутые - откуда такая магия, мне не понятно.

Мне не нравится итальянский завтрак в виде кофе и рогалика (бриош). На завтрак можно капуччино или эспрессо. Заказать капуччино во второй половине дня - на вас минимум странно посмотрят. Я привыкла завтракать "основательно", потому что предыдущий ритм жизни в Литве мне это позволял: все активности в виде учебы и работы начинались во второй половине дня, у меня было достаточно времени по утрам. Теперь мой график существенно изменился. Занятия в университете начинаются в 8. Чтобы быть вовремя, я встаю в 6.45, в 7.10 выхожу из дома, ловлю автобус и вуаля я на месте. Где тут время позавтракать? Приходится брать завтрак с собой, а на обед я всегда хожу в студентческую столовую. Ужин по ситуации: либо дома, либо в столовой, либо с итальянскими знакомыми где-то в городе. И если мне очень близко утверждение "Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу", то в Италии все в точности наоборот. 

Я немного расстроилась, что тут нет привычной мне гречки, но потом воодушевилась кукурузной кашей - полентой, а также кус-кусом и конечно же пастой. Мой любимый вид макарон фарфалле, но пенне тоже очень ничего, а томатный соус обязательно должен быть с базиликом.

Мороженое здесь на каждом шагу. Мое любимое - два шарика страчителла и с фисташками.

Я очень удивилась, когда узнала, что традиционное блюдо Пьемонта - сырое мясо. Точнее, такая себе котлетка из фарша из сырого мяса (телятина) со специями, чесноком, солью, перцем, оливковым маслом, даже орехами, называется Carne Cruda. В тот вечер я заказала равиоли, чему была несказанно рада, что не поддалась веселым уговорам итальянских знакомых. Но я смело попробовала. Мой вердикт - это ок, нормально, есть можно, совсем не противно, очень нежно, НО на любителя. Я бы такое не ела.

Университет

"Браво, Анна", - последнее время я чаще слышу эту фразу на скалодроме, чем в университете. А хотелось бы наоборот или по крайней мере так же. Сказать, что на итальянском учиться сложно, это ничего не сказать. СУПЕРсложно. 

Я взяла три предмета и я единственный иностранный студент среди 50-60 студентов. Очень просто затеряться, но я несколько раз в неделю озадачиваю преподавателя своими уточнениями и просьбами типа "А подготовьте, пожалуйста, вопросы для теста не только на итальянском, но и на английском, хорошо?".

Университет Турина просто огромен. Он мне напоминает мой Запорожский Национальный Университет. Здесь все для студентов - много столовых, множество библиотек и комнат для учебы с вай-фаем, кофейней (о, я же завязала) и прочими плюшками. У меня три курса и все проходят в разных зданиях. Одно суперновое и напоминает космический корабль, второе суперстарое с фасада, но внури ничего так, но каждый раз я захожу как в музей, третье - обычное и посредственное, но находится в интересном месте. 

Первые две недели после лекций я "расшифровывала", что же я записала. Нет, правда. На итальянском я пишу гораздо лучше, чем на литовском. Потом, правда, приходилось по три часа со словарем выписывать незнакомые слова. Спустя месяц время расшифровки сократилось до получаса. К счастью, многие слова повторяются, их легко запомнить и пользоваться. Мой итальянский понемногу оживает. 

Надеюсь, что у меня получится набрать хотя бы необходимый минимальный бал.

Путешествия

"Ни недели без гор" - вот мой девиз для Erasmus в Турине. Это самая главная причина, почему я выбрала именно Турин. Тут все просто - прыгнул в электричку или автобус и через два часа ты в горах. Пока я побывала в Аосте, Курмайоре, деревушке Конь, Червинии, увидела Маттерхорн, Монблан с итальянской стороны, поскалолазила в уже знакомом и полюбившемся мне Финале Лигуре, пролезла свою первую виа феррату в Авильяно. Мне страшно и одновременно радостно от того, что же будет дальше, ведь мой аппетит разыгрался не на шутку. Столько городков, сел, гор и национальных парков вокруг, что ойойой.

Еще не все скалодромы разведаны! В Турине их несколько, в двух полазила, еще в двух просто побывала-посмотрела, еще два остаются неизведанными.

Друзья и знакомые

Я не могу сказать, что у меня здесь появились друзья. Несколько знакомых, с которыми можно провести время в интересных для нас местах, - да. По приезду я сразу же записалась на курс по скалолазанию на ближайшем складроме - так я не только нашла единомышленников, но и значительно улучшила свой итальянский. На курсах итальянского я познакомилась с другими студентами с "похожей судьбой" - они тоже Erasmus на пол года или на год и по другим программам, из разных стран, в том числе из Украины и России, но большинство, конечно, испанцы. На встрече каучсерферов я попала на итальянский завтрак в ресторанчике традиционной сициалийской кухни. С французом мы съездили на три дня в горы. С итальянскими знакомыми - на скалы в Финале Лигуре и на виа феррату в Авильяно. Также я сходила на Free walking tour в Турине, где познакомилась с украинцем, который живет в Голландии и американцем, приехавшим в Турин по работе. После экскурсии мы вместе отведали фокаччу в старом городе (лигурийская, конечно, самая лучшая), а также попробовали традиционный шоколадный напиток Турина - бичерин. Есть еще разговорный клуб, как в Каунасе, но расписание встреч клуба совпадает с моими тренировками на скалодроме, поэтому я пока пропускаю это развлечение и возможность завести знакомых, а может даже и друзей. 

* * *

Моя ошибка, что хочется всего и сразу, и от этого порой болит голова. Я забыла, что в Литве все не свалилось на голову из ниоктуда. Я очень много работала. 

"Будешь шоколадное печенье?", заговорщески шепчет мне Росселина, мы сидим рядом на лекции по психологии групп и познакомились минуту назад. Конечно, да. Как тут можно устоять?




0 коммент.:

Отправить комментарий

About Me

Моя фотография
Запорожье, Запорожская обл., Ukraine
Здесь живут путешествия - большие и маленькие, далекие и близкие, прогулки по соседней улице и перелеты на другой край света. Добро пожаловать и вдохновенного чтения!

Popular Posts

Технологии Blogger.

Общее·количество·просмотров·страницы

Blog Archive